Общеизвестно,
что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные
звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и язык должны быть сильными и
гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать
многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет
научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика - это упражнения для тренировки органов
артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного
звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо
заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и
упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться
говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои
речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут
уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но
вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при
обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым -
научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной
гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными
положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе
малыш должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все
упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее
освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой
дополнительных книг.
Не забывайте выполнять задания,
направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно
для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут
отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для
произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности именно у вашего
малыша.
Рекомендации к проведению
упражнений:
- Сначала
упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку
необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится,
зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы.
Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
- Затем
темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом
следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе
занятия не имеют смысла.
- Лучше
заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в
зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
- Занимаясь
с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные
движения.
- К детям
4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
- В
6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют
удерживать положение языка некоторое время без изменений.
- Если во
время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в
сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже
короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся
помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с
богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной
речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному
обучению.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий